Недостаток предложения на газовом рынке еще пару лет назад мог стать реальностью, если б не покрывался закупками недостающих размеров в Средней Азии. Для того чтоб отсрочить пришествие недостатка, нужно существенно нарастить поставки. Неувязка состоит в том, что РФ, напротив, придется готовиться к их сокращению.
Сначало основным назначением импорта среднеазиатского газа для “Газпрома” было получение маржи за счет его перепродажи странам СНГ и в Европу. С течением времени данные поставки стали употребляться и для насыщения внутреннего рынка. За 6 лет, с 2002 г. по 2008 г., их доля в газовом балансе “Газпрома” возросла в два раза, с 4% до 8%. По итогам 2007 г. “Газпром” получил 60,7 миллиардов куб.м из республик Средней Азии, в том числе 42,6 миллиардов из Туркмении, 9,6 миллиардов – из Узбекистана, 8,5 миллиардов – из Казахстана.
Для того, чтоб ликвидировать нарастающий разрыв меж спросом и предложением, лишь в короткосрочной перспективе будет нужно повышение импорта до 80-100 миллиардов куб.м/год. Но достижение таковых размеров маловероятно по нескольким причинам.
1-ая состоит в ограниченном потенциале газодобычи в Туркмении – главном источнике поставок в Средней Азии. Прирост запасов отстает за счет добычи, не считая того, до сих пор остаются вопросцы, сколько газа в стране, так как не все резервы были доказаны в процессе аудита западными предприятиями.
Наибольшую опасность для русского газового баланса представляет переориентация значимой части поставок из Средней Азии на остальные экспортные рынки, которая разрушит сегодняшнюю монополию Рф на транзит газа из области.
Среднеазиатским поставщикам газа эта монополия невыгодна, так как плохо сказывается на их политическом суверенитете и доходах за счет экспорта. В связи с сиим Туркмения, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан придерживаются принципа диверсификации рынков сбыта и маршрутов транспортировки газа. Существование пары альтернативных маршрутов, по их мнению, усилит конкурентнсть потребителей, сделав их более сговорчивыми в вопросцах установления цен на газ и участия в разработке месторождений.
В число таковых маршрутов входит строящийся газопровод из Туркмении в КНР мощностью 40 миллиардов куб.м/год, расширение работающего с 1997 г. газопровода в Иран, обсуждающийся в настоящее время Транскаспийский газопровод.
Применять сразу несколько маршрутов хочет и Азербайджан. К первому из их относится уже работающий газопровод, идущий через Грузию и Турцию в Грецию и Италию, а вторым должен стать газопровод Nabucco в Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию. В воплощения крайнего заинтересованы США, добивающиеся ограничения русского контроля над транзитом среднеазиатского газа, а также европейские страны, заинтригованные в понижении доли “Газпрома” в структуре импорта.
Россия стремится заблокировать либо отсрочить реализацию альтернативных газопроводных проектов из государств каспийского бассейна.
Главным достижением стали прошлогодние соглашения с Туркменией и Казахстаном по воплощения проекта Прикаспийского газопровода, предполагающего возведение нового трубопровода в направлении русской газотранспортной системы и реконструкцию старенького, который имеет ограниченную пропускную способность на уровне 70 миллиардов куб.м/год. Но далее подписания декларативных документов процесс не пошел.
Русское управление и “Газпром” обязаны идти на значимые уступки среднеазиатским поставщикам и в области определения цен на газ. К середине 2008 г. Россия приняла предложение каспийских и среднеазиатских поставщиков продавать собственный газ по ценам, привязанным к европейским, которые существенно превысят текущие закупочные цены “Газпрома”.
Русская сторона рассчитывает, что у каспийских поставщиков должен снизиться энтузиазм к альтернативным схемам поставок в Европу и КНР, так как реализации газа Рф станут намного прибыльнее.
Но для среднеазиатских республик коммерческие ценности уступают стратегическим ценностям диверсификации экспорта.
Ради заслуги данной цели управление государств готово идти на значимые уступки предприятиям, реализующим альтернативные трубопроводные проекты, к примеру, в области доступа к добычным проектам, а также в области ценовой политики. Конкретно потому, к примеру, туркменские власти соглашаются продавать газ КНР по наименьшим ценам, чем “Газпрому”.
В итоге для русских потребителей складывается достаточная страшная ситуация, грозящая сокращением среднеазиатского импорта после пуска альтернативных трубопроводных проектов.
Первым из их станет газопровод, идущий из Туркмении через Узбекистан в КНР, который будет введен в строй в 2010 г. Соответственно, уже через 2 года нужно ждать понижения поставок туркменского и в целом среднеазиатского газа.
При всем этом понижение поставок может совпасть по времени и с началом падения общероссийской добычи, о чем уже говорилось в прошлых статьях. В данной ситуации “неувязка 2010 года”, сплетенная с началом кризиса газоснабжения, воспримет более острый характер.
Предлагаем посмотреть другие страницы сайта:
← Анонсы эко-архитектуры | Малая энергетика РФ →