В 1245 году французский архитектор Виллар д'Оннекур разработал чертеж, а затем изготовил модель колёсного вечного двигателя. Устройство его несложно. На ось, укреплённую в поперечных планках станины, надето свободно вращающееся колесо. К его ободу прикреплены на шарнирах семь стержней, имеющих на концах грузы. Колесо должно вращаться против часовой стрелки. Справа стержни с грузами прилегают к ободу колеса, а слева откидываются и являются продолжением спиц колеса. Таким образом грузы слева находятся значительно дальше от оси вращеиия колеса, чем грузы справа. На основании этого В. д'Оннекур считал, что равновесие колеса будет постоянно нарушенным и оно должно вращаться вечно, не требуя постороннего подталкивания. Вращение колеса должно поддерживаться непрерывными толчками откидывающихся грузов.
Модель колёсного печного двигателя с откидывающимися грузами Виллара д'Оннекура (XIII век).
Но... это предположение изобретателя оказалось неправильным. На самом деле всё происходило иначе: колесо, совершив несколько оборотов, останавливалось. Вращение его прекращалось как только энергия, сообщённая колесу при пуске, оказывалась израсходованной на преодоление трения. Чтобы колесо вращалось, его требовалось вновь и вновь подталкивать, сообщать ему новую порцию энергии через некоторые промежутки времени.
Двумя столетиями позже среди многих был предложен вечный двигатель. Чертёж его обнаружен в записках и набросках знаменитого итальянского художника и учёного Леонардо да Винчи, жившего в 1452—1519 гг. Достоверно известно, что он не занимался изобретательством вечного двигателя. Повидимому, этот чертёж попал к нему на заключение от какого-либо итальянского изобретателя.
Колёсный вечный двигатель с откидывающимися грузами; колесо на одну треть погружено в поду (XV—XVI век).
В этом проекте неизвестного изобретателя XV—XVI веков повторяется идея конструкции вечного двигателя В. д'Оннекура. Здесь тоже есть колесо с семью откидывающимися грузами. Но изобретатель погрузил одну треть его в воду, обоснованно предполагая, что вес этой части колеса и грузов уменьшится по известному закону Архимеда: тело, погружённое в жидкость, теряет столько в весе, сколько весит вытесненная им жидкость. Однако это усовершенствование не принесло успеха изобретателю. Нетрудно заметить, что потеря веса колеса, погружённого в жидкость, одинакова как справа от вертикальной линии, проведённой через ось колеса, так и слева. Следовательно, такое усовершенствование не улучшало условий движения колеса.
Этот вечный двигатель, как и предыдущий, вращался лишь до израсходования на преодоление трения энергии, сообщённой ему при пуске. Беспрерывное вращение его было возможно только в том случае, если колесо подталкивали со стороны через некоторые промежутки времени.
На протяжении веков многие изобретатели неоднократно пытались создать вечный двигатель по принципу, впервые предложенному В. д'Оннекуром. Но всё напрасно. Ведь допустить возможность вечного двигателя подобной конструкции значит считать, что тело способно подняться за счёт энергии падения вновь до той высоты, с которой оно упало. «Ни одно тело не может при помощи своего движения, падения вернуться на первоначальную высоту; движение его имеет конец»,— писал Леонардо да Винчи. «Искатели вечного движения, какое количество пустейших замыслов пустили вы в мир, идите к искателям золота». ...«О, исследователи вечного движения, сколько суетных планов вы создали при подобных исканиях».
Однако, как и прежде, попытки построить вечный двигатель продолжались. Но тщетно. Двигатели не работали. Например, итальянский архитектор Александро Каира из Кремоны предложил в 1683 году колёсный вечный двигатель с восемнадцатью откидывающимися грузами. В этом проекте откидывающихся грузов чётное количество. В остальном конструкция и принцип действия одинаковы с вечным двигателем В. д'Оннекура.
Колесный вечный двигатель с откидывающимися грузами итальянского архитектора Александро Каира
Установка чётного количества откидывающихся грузов не принесла успеха изобретателю. И этот двигатель не работал. Колёсный вечный двигатель с откидывающимися грузами пытались изобрести и в XIX и XX столетиях. В 1869 году француз из Лиона Жан Клюпо получил в Англии патент на колёсный вечный двигатель. Через год на такой же вечный двигатель Вильям Г. Чепер получает американский патент. Конструкция вечного двигателя Чеиера-Жана Клюпо состояла из чётного количества—двенадцати откидывающихся грузов. Вращаться он должен, по предположению изобретателя, в отличие от предыдущих, по часовой стрелке. Но это последнее соображение изобретателя — самообман. Стоит зайти с противоположной стороны этого вечного двигателя, как обнаружится, что он вращается против часовой стрелки.
Хотя на этот вечный двигатель и выдано два патента и «изменено» направление его вращения, он всё же не работал.
Подобный же неработающий вечный двигатель, но с восемью откидывающимися грузами предложен русским изобретателем А. Порхуновым в начале XX века.
Потерпев неудачу в конструировании вечных двигателей с откидывающимися грузами, изобретатели предлагали колесные вечные двигатели с перекатывающимися шариками. Один из первых проектов подобного рода обрнаружен в записках и набросках Леонардо да Винчи, попавшего к нему вместе с рассмотренным ранее. Этот проект предложен в XV—XVI веках. Колесо вечного двигателя состоит из двенадцати несколько искривлённых каналов, направленных от ступицы к ободу. В каждом канале имеется свободно перекатывающийся шарик. Изобретатель полагал, что равновесие колеса будет постоянно нарушенным. Колесо станет вращаться беспрерывно — вечно.
Рис. 4. Вечный двигатель, на который, хотя и бездействующий, выдан в Америке патент Вильяму Г. Чеперу (XIX век).
Однако и этот вечный двигатель... останавливался, израсходовав запас энергии, полученной в момент толчка. Сам же он не начинал вращаться.
У второго вечного двигателя с перекатывающимися шариками судьба значительно интереснее. Этот вечный двигатель построен в Англии Эдвардом Сомерсетом, маркизом Вочестерским, жившим в 1601—1667 годах. От того, что этот вечный двигатель построил маркиз, успех не был достигнут. Он так же бездействовал, как и все предыдущие. Однако этот вечный двигатель принёс изобретателю и почёт и милость короля Англии.
Колёсный вечный двигатель с перекатывающимися шариками; якобы построен Эдвардом Сомерсетом — маркизом Вочестерским в первой половине XVII века.
Существует предание, что этот вечный двигатель, или «самая невероятная вещь во всём мире», как его назвал Э. Сомерсет, был показан с блеском и помпой в лондонском королевском замке — Тауэре королю и всему двору. Это изобретение вызвало величайший восторг тех, кто осматривал его. Но в пространных сообщениях, рассказывающих об этом, очень мало говорится о самом вечном двигателе. Имеются сведения лишь о том, что это было колесо диаметром 14 футов (4,27 м), а приводилось оно в движение четырнадцатью грузами по 50 фунтов (22,7 кг). В книге Э. Сомерсета, переизданной неким Партингтоном. Вечный двигатель Э. Сомерсета "имеет полнейшее сходство по числу перекатывающихся шариков с предыдущим вечным двигателем, который был предложен более чем на двести лет ранее.
Вечный двигатель с перекатывающимися шариками; предложен москвичом, имя которого не сохранилось (1915 год).
Оригинальный колёсный вечный двигатель с перекатывающимися шариками был предложен и в XX столетии. В 1915 году его предложил москвич, имя которго не сохранилось. Изготовленная им модель вечного двигателя состояла из колеса около метра в диаметре и шести шариков. На колесе имелся спиральный канал, в котором всегда находилось пять шариков. Шестой, провалившись в отверстие, имеющееся у края колеса, перекатывался по специальному изогнутому ходу под спиральным каналом к отверстию у центра. Отсюда он попадал в начало — «центр» спирального канала, а в это время другой шарик попадал в изогнутый канал.
Сила тяжести шариков приложена к колесу несколько левее оси вращения колеса. Поэтому, перекатываясь по спирали, как по наклонной плоскости, они должны, по мысли изобретателя, явиться причиной вращения колеса.
Вечный двигатель с переливающейся ртутью в стеклянных трубках (XVIII век).
Но и этого изобретателя постигла неудача. Колесо вращалось до тех пор, пока не иссякла энергия, сообщённая ему в момент пуска этого вечного двигателя.
Некоторые изобретатели предлагали вечные двигатели, в которых вместо перекатывающихся шариков была ртуть.
В XVIII веке было предложено два таких двигателя. Представлен колёсный вечный двигатель, состоящий из двух частично заполненных ртутью стеклянных трубок, накрест соединённых между собой и закреплённых на валу.
Сила тяжести ртути, находящейся в левом конце трубки 1—3, потянет её вниз. Колесо повернётся на четверть оборота против часовой стрелки.
Когда эта трубка достигнет положения Б—Г, конец трубки 2 займёт положение В. Из него ртуть перетечёт в противоположный конец трубки 4, находящийся в точке А. Снова сила тяжести ртути потянет трубку вниз, и так бесконечно, как полагал изобретатель.
Л вот другой вечный двигатель с переливающейся в нём ртутью.
Вечный двигатель с переливающейся ртутью и с мехами (XVIII век).
Он состоит из скреплённых между собой, как спицы колеса, четырёх труб. На обоих концах каждой трубы прикреплены кожаные камеры в виде кузнечного меха. На каждой верхней крышке меха имеется груз.
По предположению изобретателя, этот вечный двигатель должен был действовать следующим образом:
Ртуть, скопившаяся в мехах А, Б, В, нарушает равновесие, и колесо вращается по часовой стрелке. Лишь мех Г, наполненный ртутью, противодействует этому движению. Но как только труба Г—3 достигнет положения I—II, груз, нажимая на мех Г, выдавливает ртуть в мех 3; нарушение равновесия продолжается, как продолжается и беспрерывное вращение.
Но этот вечный двигатель, как и предыдущий, к огорчению изобретателей, вращался лишь некоторое время. Израсходовав энергию, затраченную на его пуск, он останавливался.
Вечные «самозаводящиеся» часы (XX век).
Три десятилетия назад в витринах многих часовых мастерских находились прекрасно отделанные часы, подобные изображённым на рисунке 9. Это устройство представляло комбинацию часового механизма с вечным двигателем, состоящим из: верхней площадки для запаса шариков; колеса, которое вращается под действием силы тяжести шариков, падающих на него с лотка верхней площадки; сборника шариков и транспортёра, подающего их наверх.
По предположению изобретателя, колесо, приводимое в движение энергией падения шариков, сообщает движение шестерням часового механизма и транспортёру, поднимающему такое же количество шариков, какое упало.
Но движение этого механизма возможно лишь в том случае, если количество шариков, действующих на колесо, будет больше поднимаемых транспортёром. Ведь нужно преодолеть ещё и силы трепня в механизме. В данном случае количество падающих и поднимаемых шариков одинаково. Поэтому на поднятие избыточного числа их надо затрачивать дополнительную энергию. А у вечного двигателя её нет. Значит её надо подводить извне. Какой же это вечный двигатель, если для поднимания лишних шариков надо затрачивать дополнительную энергию? Понятно, что вечно часы работать не будут.
О том, что самозаводящиеся часы, поднимающие вверх гири, движущие их механизм, создать невозможно, говорил итальянский учёный Джероламо Кардано ещё в XVI веке (1501—1576 гг.). По на это разумное предостережение изобретатели вечного двигателя не обращали внимания.
Все только что описанные проекты и бездействующие модели вечных двигателей относятся к одной группе колёсных, или механических вечных двигателей. Принципиальная схема их устройства проста. Грузы, размещённые с одной стороны оси вращения, постоянно, как предполагали изобретатели, действуют с большим усилием, чем с другой. Следовательно, рассуждали они, при таком распределении грузов равновесие колеса беспрерывно нарушается, и двигатель будет совершать работу вечно, не требуя дополнительной энергии. К огорчению изобретателей, несмотря на массу выдумки и остроумия, проявленную ими, этого не получалось — двигатели не работали.
Среди изобретателей вечных двигателей встречались сомневающиеся в их осуществлении. Свои сомнения одни довольно убедительно высказывали, другие к тому же научно обосновывали их, подкрепляя расчётами.
В конце XVII и начале XVIII века механик Яков Лейпольд простым вычислением доказал неосуществимость, невозможность колёсных вечных двигателей. Рассмотрим эти его вычисления на «изобретении» В. Чепера (рис. 4) и Жана Клюно. Это наиболее характерная конструкция колёсного вечного двигателя, которую изобретатели много раз на протяжении более семисот лет повторяли, изменяя в ней лишь количество откидывающихся стержней с грузами.
Я. Лейпольд решал задачу следующим образом. От центра каждого груза и от центра оси вращения колеса вечного двигателя он провёл перпендикуляры на горизонтальную линию АБ. Далее для простоты решения Я. Лейпольд рассматривал эту линию АБ как рычаг, опирающийся в точке О, то есть в точке пересечения перпендикуляра, опущенного на линию АБ от центра оси колеса. Грузы же, приложенные к воображаемому рычагу, он рассматривал как силы, стремящиеся повернуть колесо по часовой стрелке с правой стороны, а с левой — против часовой стрелки.
Расчеты Я. Лейпольда, доказывающие невозможность колесного вечного двигателя
Чтобы разобраться в дальнейших действиях Я. Лейпольда, обратимся к одному из правил механики о моменте силы.
Момент силы — это произведение силы на плечо. Под действием силы 8 кг, например, приложенной к плечу длиной 750 мм от оси вращения, возникает момент силы: 8 x 750 = 6000 кг*мм. Под действием этого момента рычаг ВД должен вращаться вокруг точки Г. В расчёте Я. Лейпольда момент сил, действующих на рычаг АБ слева от опоры О на отрезке АО, можно выразить следующими цифрами: 5 кг x 350 мм+5 кг x 340 мм + 5 кг x 275 мм + 5 кг x 240 мм + 5 кг x 190 мм + 5 кг x 120 мм + 5 кг x 110 мм = 8125 кг*мм.
Этот момент сил, равный 8125 кг*мм, стремится повернуть рычаг АБ вокруг точки О против часовой стрелки.
Момент сил, действующих на рычаг АБ справа от опоры О на отрезке ОБ, можно выразить следующими цифрами: 5 кг x 500 мм + 5 кг x 445 мм+ 5 кг x 430 мм + 5 кг x 250 мм = 8125 кг*мм.
Этот момент сил, равный 8125 кг*мм, стремится повернуть рычаг АБ вокруг точки О по часовой стрелке. Обратите внимание, что моменты сил справа и слева от опоры О одинаковы; следовательно, рычаг АБ будет находиться в равновесии. Отсюда ясно, что вечные двигатели подобного рода не могут вращаться за счёт того, что грузы с одной стороны колеса отстоят значительно дальше, чем с другой. Вращения вечного двигателя невозможно добиться применением откидывающихся грузов, перекатывающихся шариков, переливающейся ртути или другой жидкости и прочих усовершенствований.
И всё же изобретателей вечного двигателя не убеждали подобные бесспорные расчёты. Многие стремились изобрести вечные двигатели других конструкций.
Предлагаем посмотреть другие страницы сайта:
← Цепные вечные двигатели | Возможен ли вечный двигатель? →